Сегодня мы расскажем, как правильно монтировать металлическую водосточную систему. Сделаем мы это на примере водосточной системы Дёке STAL, которая зарекомендовала себя как надежная и удобная для монтажа система водостоков.
Установки кронштейнов
Монтаж любой водосточной системы начинается, как правило, с установки кронштейнов для крепления желоба.Передо мной 3 типа кронштейнов, которые есть в ассортименте Дёке STAL.
Во-первых, это длинный карнизный крюк с опорной частью в 190 мм. Он крепится исключительно на обрешетку кровли и отлично подходит для скатных крыш без лобовой доски. Учтите, что устанавливать такие крюки нужно до укладки кровельного покрытия и фиксации карнизных планок.
В случае монтажа креплений желоба прямо на лобовую доску в ассортименте Дёке STAL есть два крюка - карнизный крюк короткий, с длиной опорной части 65 мм, и штампованный карнизный кронштейн.
Мы будем использовать штампованный карнизный кронштейн, поскольку он ничем не уступает крюку по прочности, но дешевле.
Его опорная база с монтажными отверстиями позволит нам легко установить кронштейн под уже смонтированную карнизную планку.
Для начала необходимо наметить точки для монтажа самого верхнего кронштейна.
Устанавливаем его так, чтобы карнизная планка перекрывала желоб на одну треть его ширины. Это нужно для того, чтобы потоки воды с крыши не перелетали жёлоб и не стекали по его заднему краю.
При этом носик кронштейна должен быть ниже линии ската приблизительно на 20-25 миллиметров. Это нужно для того, чтобы сходящий с крыши снег не повредил желоба.
Но это условие не всегда выполнимо. Например, на скатах с уклоном 45 градусов и более так сделать не получится. В этом случае надо стремиться установить желоб как можно ближе к капельнику по высоте, но не упираться в него.
После этого необходимо наметить точки для монтажа самого нижнего для данного карниза кронштейна.Помним, что уклон должен составлять 3-4 мм на погонный метр желоба.
Чтобы выполнить это условие, необходимо разметить линию уклона. Мы это будем делать с помощью длинного уровня, т.к. наш участок карниза довольно короткий. Если у вас длинный карниз, можно воспользоваться водяным уровнем или нивелиром.
Отбив горизонт по уровню верхнего кронштейна, отступаем вниз на 10 мм, так как суммарная длина нашего желоба составляет три метра, и намечаем точки для монтажа самого нижнего кронштейна.
Необходимо отметить, что крайние кронштейны должны устанавливаться на расстоянии не более 100 мм от торцов жёлоба, то есть от его заглушек.
Теперь устанавливаем крайние кронштейны на размеченные места.
Если бы у нас не было внутреннего угла, то мы бы натянули шнурку между установленными кронштейнами. Эта шнурка и служила бы линией уклона, по которой выставляются промежуточные кронштейны.
В нашем же случае необходимо сначала установить внутренний угол на 2 кронштейна.
Опять отбиваем горизонт от уровня верхнего кронштейна и отступаем вниз на 5 мм, так как длина желоба до угла составляет полтора метра. Аналогичную отметку делаем для второго кронштейна, на котором будет крепиться внутренний угол.
Теперь мы смело можем начертить линию уклона между крайним кронштейном и кронштейном угла. Аналогичную линию уклона чертим на втором карнизе.
После этого, внутренний угол с предварительно одетыми на него карнизными кронштейнами крепим к лобовой доске на 2 самореза каждый. Для угла этого достаточно.
Отдельно хочу заметить, что кронштейны необходимо обязательно устанавливать на все угловые элементы при монтаже на лобовую доску.
Теперь устанавливаем кронштейны на стыке желобов и внутреннего угла.
Каждый такой кронштейн должен устанавливаться на желобе на расстоянии 100 мм от места соединения угла с желобами. Линия уклона у нас уже нарисована, поэтому по очереди устанавливаем кронштейны на желобах с обеих сторон нашего угла.
Разметка места установки промежуточных кронштейнов.
Оптимальный шаг установки кронштейнов составляет 500 мм и в любом случае не должен превышать 600 мм.
В нашем случае расстояние между крайними кронштейнами желоба составляет около метра, поэтому нам нужен всего один промежуточный кронштейн.
Устанавливаем его. Для красоты строго посредине.
Кронштейн для воронки.
На этой стороне у нас будет воронка. Плюс у нас здесь с левого края уже установлен нижний кронштейн. Воронка должна стоять на расстоянии 100 мм от этого кронштейна. Еще один кронштейн нужно будет установить на расстоянии 100 мм от правого края воронки. Так как ширина воронки составляет 180 мм, то правый кронштейн необходимо размечать на расстоянии 380 мм от левого.
Так как линия уклона у нас уже нарисована, можем смело устанавливать правый кронштейн.
Таким образом, незакрепленная часть желоба на этом отрезке у нас составит 660 мм. А мы говорили, что расстояние между кронштейнами не должно превышать 600 мм. Поэтому устанавливаем посредине еще один кронштейн.
Все, кронштейны установили, нужный угол наклона желоба соблюдён.
Монтаж желобов.
Отмеряем рулеткой нужную длину желоба: от края фронтона до угла. Необходимо учесть тепловой зазор между желобом и углом в 3-4 мм.
Чем резать металлический желоб?
Кто-то режет электро-лобзиком, кто-то электро-ножницами.Кому как удобно. Единственный инструмент, который категорически запрещен при работе с металлическими водостоками – это УШМ, угло-шлифовальная машина, то есть «болгарка».
Почему? Потому что при высоких оборотах диска металл нагревается и впоследствии места резов будут подвержены коррозии.Лучше уж использовать для резки обычную ножовку по металлу с мелкими зубьями.
Установка воронки
Перед монтажом желоба сначала установим воронку. Это значительно удобнее делать на земле.
Сначала нужно вырезать в жёлобе отверстие под воронку. Для этого прикладываем отрезок трубы к внешней стороне жёлоба и обводим его карандашом. После этого делаем отверстие ступенчатым сверлом, а затем с помощью ножниц по металлу вырезаем отверстие по намеченной обводке.
После того как сделали отверстие - важный момент!
Обязательно берем пассатижи и подгибаем края отверстия внутрь. Если этого не сделать, вы можете получить проблемы с подтеками по внешней стороне трубы.
Надеваем воронку на жёлоб.
Загибаем фиксаторы воронки (еще их называют «пальцы» или «ушки») на внутреннюю сторону желоба. Сверлим отверстие через центральный фиксатор и устанавливаем вытяжную заклепку.
Заглушек желоба.
Заглушки желоба универсальные, их можно устанавливать, как справа, так и слева. Одно «ушко» загибаем. Для того, чтобы заглушка встала на свое место, можно подстучать ее резиновой киянкой.
Монтаж жёлоба в кронштейны.
Заводим заднюю часть желоба под язычок кронштейна, поджимаем желоб руками и полностью вставляем жёлоб в кронштейн.
Для соединения желоба с внутренним углом используем специальный элемент - соединитель желобов.
Убедимся, что резиновый уплотнитель на месте.
Отгибаем вот этот язычок – это фиксатор пряжки.
Устанавливаем соединитель желобов на место стыка желоба с углом вот таким образом, чтобы стык элементов пришелся ровно посередине соединителя.
Обратите внимание, что между соединяемыми элементами должен остаться зазор в 3-4 мм для термокомпенсации.
Защелкиваем пряжку и фиксируем ее с помощью фиксатора, подогнув его до упора.
Аналогично устанавливаем соединитель желобов с другой стороны угла.
Точная привязка к месту расположения воронки нам, в принципе, не нужна. Поэтому, сразу начнём с монтажа хомутов для крепления трубы.
Монтаж хомутов.
Сначала определимся, на каком расстоянии от угла должны монтироваться труба и хомуты.
Важно, чтобы шпилька попала в несущий элемент конструкции стены. Или, если есть вертикальная обрешетка, то – в вертикальную обрешетку.
В нашем случае будем крепиться в угловую вертикальную обрешетку. Она у нас усиленная и состоит из 3-х брусков 45х45.
Как в нее попасть? Отсчет будем вести от угла смонтированного сайдинга.
• Сам угловой элемент - выходит на смонтированный сайдинг на 10 мм.
• Сам сайдинг под камень Bergart имеет толщину 30 мм.
• Сайдинг смонтирован на обрешетку, толщиной 45 мм.
Всего получаем 85 мм от угла. Это – край угловой обрешетки. Поэтому, отступаем еще 65 мм и делаем отметку для оси будущей трубы.
Определение вертикального положения верхнего хомута.
Надеваем на воронку колено, прикладываем метровую трубу или уровень и смотрим, где получается место пересечения со стеной по уже найденной нами оси будущей трубы. Затем отступаем вниз на 12..15 мм и делаем отметку на этом уровне.Это – место крепления верхнего хомута.
Так как мы имеем дело с виниловым сайдингом, то нужно обеспечить ему возможность температурного расширения. Для этого в месте крепления шпильки делаем отверстие диаметром 20-25 мм ступенчатым или перьевым сверлом. Это отверстие после будет спрятано под накладку хомута. Такие термо-компенсационные отверстия нам понадобятся для всех хомутов.
Закручиваем шпильку.
Сначала сделаем отметку на толщину сайдинга Bergart от края винтовой части. То есть на 30 мм. До этой отметки мы будем закручивать первую шпильку.
Закручиваем шпильку с помощью шуруповерта и биты TORX. Если у вас нет биты под такой шлиц, можно зажать саму шпильку в шуруповёрт как сверло и закрутить ее.
Все. Мы закрутили шпильку для самого верхнего хомута. Теперь тоже самое надо сделать для самого нижнего хомута.
У нас нижний хомут будет крепить отвод, то есть наконечник.
Поэтому шпильку нижнего хомута устанавливаем на расстоянии 350 мм от поверхности земли, то есть так, чтобы низ отвода находился от земли на расстоянии 200 мм. Если отвод расположить выше – вода будет разбрызгиваться, если ниже – есть риск намерзания льда между отводом и землей, что может создать ледяную пробку.
Теперь вешаем отвес на край шпильки верхнего хомута и закручиваем нижнюю шпильку до уровня отвеса.
Забегая вперед скажу, что точно до такого же уровня будут закручиваться и все остальные промежуточные шпильки хомутов.
Сколько промежуточных хомутов нам понадобится и где их расположить?
Длина нашей трубы чуть меньше 3-х метров. Стандартный шаг хомутов 1,5 метра. Поэтому нам понадобится всего один дополнительный хомут. Для красоты расположим его посредине между уже установленными.
Устанавливаем шпильку для этого промежуточного хомута.
Далее крепим на все шпильки основания хомутов.
Длина отрезка трубы для обхода карниза.
Приставляем водосточную трубу к основанию хомутов.
Вставляем сверху в трубу колено. В него вставляем метровую трубу, которую собираемся отрезать по размеру. Такая труба есть в ассортименте водостока ДЁКЕ STAL специально для таких случаев.
На нашей воронке мы уже ранее установили одно колено.
Теперь подгоняем нашу основную водосточную трубу по высоте так, чтобы другой конец метровой трубы для обхода карниза сошелся в один уровень с этим коленом на воронке.
Делаем отметку на метровой трубе таким образом, чтобы она зашла в колено на всю длину обжатия.
Всё, теперь остаётся только отрезать лишнее.
Для обхода карниза все готово.
Отмеряем длину основной водосточной трубы.
Для этого полностью собираем узел обхода карниза.
Снизу водосточной трубы надеваем отвод и подгоняем трубу по высоте таким образом, чтобы верхняя часть отвода встала нужным местом на основание нижнего хомута.
Вверху водосточной трубы делаем отметку, так же с учетом всей глубины обжатия колена.
Теперь отрезаем водосточную трубу по этой отметке.
Остаётся сочленить водосточную трубу с обходом карниза и установить лицевые дужки на все хомуты.
Для большей надёжности можно установить в местах сочленения колен с трубами и воронкой вытяжные заклёпки в цвет водосточной системы.